Жиряева Е. В.
Особенности кодирования косметических товаров
(в сравнении с пищевыми добавками, напитками и лекарственными средствами)


Северо-Западное таможенное управление

Научно-практический журнал «Ученые записки», номер 4 (17) за 2001 год.

Оригинал статьи 15-05-2005 находился по адресу http://tam-zap.narod.ru/n_4_17_2001/Zhirjaeva.htm


Проблема классификации и кодирования парфюмерно-косметической продукции является актуальной в связи с тем, что новые виды продукции могут удовлетворять нескольким областям использования, например, выступать как косметическое средство и лекарственный препарат. В этом случае встает вопрос о том, под какие нормы государственного регулирования подпадает такая продукция. В статье рассматривается, каким образом решается этот вопрос в России, в странах Европы и США. Косметические, лекарственные средства и пищевые добавки сравниваются между собой. Таможенная специфика проблемы состоит в том, что такие средства должны получить определенный код по ТН ВЭД РФ. В статье приводится подборка ряда классификационных решений, помогающих адекватно выполнить классификацию.

Россия

Парфюмерно-косметическая продукция - средства (вещества или препараты) для нанесения на тело человека с целью очищения, устранения запаха, защиты придания привлекательного внешнего вида [1].

В соответствии с СанПиН 1.2.681 – 97 «Гигиенические требования к производству и безопасности парфюмерно-косметической продукции» в качестве косметических средств рассматриваются:

  1. Средства для ухода за кожей лица:
  2. Средства для ухода за волосами:
  3. Средства декоративной косметики:
  4. Средства для ухода за ногтями:
  5. Средства интимной гигиены (памперсы, салфетки, гигиенические прокладки)
  6. Специальная косметическая продукция (средства для загара, средства для загара без солнца, фотозащитные и др.);
  7. Средства для гигиенического ухода и придания запаха (духи, одеколоны и др.);
  8. Средства индивидуальной защиты кожи от воздействия производственных факторов.

Средства гигиены полости рта – это любые вещества или средства, предназначенные для контакта с зубами и слизистой оболочкой ротовой полости с исключительной или преимущественной целью их очищения, профилактики, лечения и дезодорирования, но не отнесенные к разряду лекарственных препаратов в силу основных свойств и концентрации составляющих компонентов [3].

В России в соответствии с СанПиН 1.2.676-97 «Гигиенические требования к производству, качеству и безопасности средств гигиены полости рта» к средствам гигиены полости рта отнесены следующие товары.

  1. Зубные пасты, гели (гигиенические, лечебно-профилактические), пасты для обработки зубных протезов;
  2. Зубные порошки, порошки для обработки зубных протезов, средства для обработки щетины зубных щеток;
  3. Средства для отбеливания зубов;
  4. Зубные эликсиры, полоскания, дезодоранты для полости рта;
  5. Зубные щетки (механические, электрические), щетки для обработки зубных протезов, флоссы, флоссодержатели, ирригаторы, стимуляторы для полости рта, ершики, зубочистки и т.д.;
  6. Таблетки для обработки зубных протезов, красящие таблетки для выявления зубного налета;
  7. Жевательная резинка (лечебно-профилактическая), конфеты для дезодорирования полости рта и др.

В России парфюмерно-косметические средства и средства гигиены полости рта подлежат обязательной гигиенической сертификации. Гигиенической оценке подлежит также пищевая продукция. Лекарственные средства проходят обязательную регистрацию в Министерстве здравоохранения. Если изготовитель заявляет, что косметическое средство обладает лечебным действием (например, крем против целлюлита), он может обратиться за регистрацией в Министерство здравоохранения, при этом лечебное действие препарата пройдет клиническую оценку. В противном случае косметическое средство будет подвергнуто сертификации. При сертификации подтверждается не только безопасность продукции, но и достоверность сведений, заявленных изготовителем. Изготовитель несет ответственность за использование таких терминов, как, например, “увлажняющий”, “от перхоти”, “солнцезащитный”, “от морщин”, “противокариесная”, “длительного действия”, “изготовлен из природного сырья”, и других, характеризующих потребительские свойства и эффективность изделий.

В последнее время в нашей стране широкое распространение получили биологически активные добавки. Как правило, эти препараты содержат витаминные компоненты, микроэлементы и пищевые волокна и служат как средства коррекции питания. Поскольку они не являются лекарственными средствами и не оказывают ярко выраженного лечебного действия, клинические испытания на наличие в них биологической активности не проводятся. Производителю необходимо только доказать безвредность пищевой добавки. Биологически активные добавки подлежат обязательной регистрации в Минздраве РФ, сведения о них заносятся в ежегодно издаваемый «Федеральный реестр зарегистрированных биологически активных добавок».

Европа

Директивы ЕС создали законодательную базу для осуществления контроля за продукцией, которую можно отнести к одной из следующих категорий:

Директива Совета ЕЭС «О сертификации косметической продукции» (90\С 322/06) (с 31.12.1990 - 90/121/ЕЭС), которая распространяется только на косметические средства, определяет круг косметических средств по отношению к медикаментам. Детальное определение косметических средств относится как к области их нанесения, так и к цели использования:

Под косметическим средством понимается любое вещество или препарат, предназначенное для нанесения на различные наружные участки человеческого тела (кожный покров, волосяной покров, ногти, губы и наружные половые органы) или на зубы и слизистую оболочку полости рта, с основной или исключительной целью их очищения, придания запаха или защиты для сохранения здорового состояния, изменения вида или предотвращения появления неприятного запаха.

Директива не распространяется на продукцию, которая, хотя и полностью подходит под описание косметического средства, предназначена исключительно для предупреждения болезней. Средства, предназначенные для внутреннего приема, вдыхания, впрыскивания или имплантации, не подпадают под данное определение.

Из области действия директивы исключены косметические средства, в состав которых входят вещества:

Стронций и его соединения за исключением сульфида стронция при оговоренных условиях и лаков, пигментов или солей стронция, входящих в состав некоторых красителей.

Тиомерсаль и фенилртутные соединения (в качестве консервантов в концентрированных шампунях и кремах, содержащих неионные эмульсионные компоненты, применение которых делает неэффективными другие консерванты, при максимальной концентрации 0,003% в пересчете на ртуть.

Лидокаин.

Государства-члены предпринимают в отношении этих средств любые меры, которые они считают необходимыми.

Перечень видов косметической продукции включает:

  1. Кремы, эмульсии, лосьоны, гели и масла для ухода за кожей (рук, лица, ног и т.д.);
  2. Маски (за исключением препаратов для шлифовки кожи химическим способом);
  3. Оттеночная продукция (жидкая, пастообразная, порошкообразная);
  4. Пудра для макияжа, пудра для нанесения после мытья, пудра для ухода за телом и т.д.;
  5. Туалетное мыло, дезодорирующее мыло и т.д.;
  6. Духи, туалетная вода и одеколон;
  7. Составы для принятия ванн и душа (соли, пена, масла, гели и т.д.);
  8. Депиляторы;
  9. Дезодоранты и средства от пота;
  10. Средства для ухода за волосами:
  11. Средства для бритья (мыло, пена, лосьоны и т.д.);
  12. Средства декоративной косметики и средства для снятия макияжа для лица и глаз;
  13. Средства, предназначенные для нанесения на губы;
  14. Средства для ухода за зубами и ротовой полостью;
  15. Средства для ухода за ногтями и их окраски;
  16. Средства интимной гигиены;
  17. Средства для загара;
  18. Средства для загара без солнца;
  19. Средства для отбеливания кожи;
  20. Средства против морщин.

Не всегда возможно определить, к какой из категорий относится продукт. Сомнения при определении принадлежности продукции к той или иной категории обычно возникают в тех случаях, когда косметическому средству или пищевому продукту приписывают лечебные свойства [4]. Национальные законодательства различных европейских стран не гармонизированы в данной сфере. Например, продукт, который в Германии считают лекарственным средством, в Нидерландах может приобрести статус пищевой добавки. В Великобритании необходимо получить разрешение (торговую лицензию) на зубную пасту, если производитель заявляет о ее лечебных или профилактических свойствах, а в других странах такая зубная паста может считаться косметическим средством, поскольку предназначена для очищения зубов. В ЕС часто возникают проблемы такого рода, и компаниям, перед тем как предпринять дорогостоящую операцию по размещению продукции на рынке другого государства Сообщества, необходимо предварительно выяснить - к какой категории могут отнести эту продукцию.

Продукция, обладающая свойствами, характерными для пищевых продуктов и лекарственных препаратов (нутрицевтики)

Начало в гармонизации законодательства государств ЕС о лекарственных средствах было положено Директивой 65/65/ЕЕС от 26 января 1965 г. В ст. 1 дано определение понятия «лекарственный препарат»: «Любое вещество или комбинация веществ, предназначенные для лечения или профилактики заболеваний человека или животных. Любое вещество или комбинация веществ, которые могут вводиться человеку или животным для диагностики или восстановления, коррекции или изменения физиологических функций, также считается лекарственным препаратом».

В настоящее время широко применяют понятие «нутрицевтик» («nutraceutical») для обозначения продукции, которая обладает свойствами как пищевых продуктов, так и лекарственных препаратов. Однако в ЕС пока не существует законодательных актов, которые бы отводили соответствующее место продукции такого рода. Согласно законодательным нормам в ЕС продукция может относиться либо к пищевым продуктам, либо к лекарственным средствам, но не к тем и другим одновременно. Это является сутью проблемы, возникающей при рассмотрении статуса пищевых продуктов или некоторых пищевых добавок, влияющих на физиологические функции организма.

Производитель может заявить, что так называемая пищевая добавка улучшает кровообращение. Может ли она быть отнесена к пищевым продуктам или ее следует считать лекарственным средством?

Если указанное выше заявление производителя о положительном влиянии пищевой добавки расценивать как утверждение о ее профилактических свойствах, тогда такую добавку следует считать лекарственным препаратом.

Нередко трудности с определением категории продукции возникают в тех случаях, когда пищевой продукт представлен в форме лекарственного средства, например, в таблетках или капсулах. Некоторые продукты, содержащие витамины и минеральные вещества, считаются лекарственными средствами и на них получают торговую лицензию, поскольку заявлено, что они применяются для лечения состояний, вызванных недостаточностью витаминов в организме, и содержат эти вещества в высоких дозах. В то же время, если заявление о лекарственных свойствах отсутствует, эту же продукцию могут продавать в качестве пищевой добавки.

До настоящего времени не принято директивы ЕС о пищевых добавках (в ЕС их часто называют «диетическими интеграторами»). Попытки разработать такую директиву предпринимались, но прийти к единому мнению пока не удалось. В 1997 г. для обсуждения заинтересованными сторонами был распространен предварительный документ ЕС о витаминах и минеральных веществах.

При продаже нутрицевтиков некоторые компании стараются вывести их из сферы действия законодательных положений, регулирующих обращение лекарственных препаратов. Иногда в рекламных заявлениях указывают на явно лекарственные свойства продукции, однако формулировка бывает настолько тщательно продумана, что трудно решить, следует ли считать эту продукцию лекарственным препаратом. Даже название продукции может быть двусмысленным в отношении ее назначения. Можно привести примеры таких заявлений о свойствах продукции: «тщательно подобранное сочетание липотропных ингредиентов, окисляющих (сжигающих) жиры»; «таблетки предшественников гормонов»; «для стабилизации уровня сахара в крови»; «стимулирует кровообращение»; «способствует поддержанию нормального водного баланса», «у тысяч постоянных потребителей поддерживает регулярное очищение внутренних органов» и др.

Подобные рекламные заявления о свойствах продукции являются постоянным источником «головной боли» для представителей контролирующих органов. Принять в таких случаях решение помогают постановления Суда ЕС, например:

«Продукция, которую рекомендуют или характеризуют как продукцию, обладающую профилактическими или лечебными свойствами, является лекарственным препаратом, в соответствии с определением ст. 1 Директивы Совета ЕС 65/65/ЕЕС даже если ее обычно считают пищевым продуктом и если она по современным научным данным не обладает каким-либо известным терапевтическим эффектом [5]».

Продукция, обладающая свойствами, характерными для косметических средств и лекарственных препаратов (космецевтики)

Статус этой продукции определить несколько легче, поскольку все государства ЕС используют единое определение косметического средства, данное в Директиве о косметических средствах.

Однако из этого не следует, что существует полное согласие в отношении интерпретации данного определения. Граница, проводимая между косметическими средствами и лекарственными препаратами не очень четкая и к пограничной зоне можно отнести большое количество выпускаемых средств. Это связано с тем, что определение косметического средства в ст. 1 Директивы 90/121/ЕЭС базируется на указании цели и места применения косметического средства, но не указывает продукцию, которую следует относить только к косметическим средствам.

Таким образом, в законодательстве отсутствуют положения о продукции, которая одновременно может являться косметическим средством и лекарственным препаратом. Примером продукции с «двойным назначением» могут служить средства, предназначенные для защиты от воздействия ультрафиолетовых лучей; зубные пасты, содержащие активные субстанции; средства, стимулирующие рост волос; средства от перхоти и др.

Эти средства не вызывают значительных структурных или функциональных изменений в организме человека, хотя некоторые из них могут оказывать такое воздействие. Было предложено относить к косметическим такие средства, которые не оказывают влияние на функции организма человека, а средства, оказывающие такое влияние (или если об этом заявляет производитель), следует считать лекарственными препаратами. Например, Агентством по контролю за лекарственными средствами Великобритании (MCA) крем для местного применения, содержащий аминофиллин (2%), и гель для нанесения на кожу после приема солнечных ванн, содержащий гепариноид, были признаны лекарственными препаратами, для которых необходимо получить торговые лицензии. Другой пример: средство, которое продавалось как косметическое, но было признано MCA лекарственным препаратом, было кремом, содержащим дикий ямс, который характеризовался производителем как природный прогестерон, и высказывалось предположение, что он может «помочь при симптомах климактерических и предменструальных расстройств».

Если контролирующие органы, рассмотрев всю имеющуюся информацию о продукции, принимают решение, что ее следует отнести к лекарственным препаратам, они извещают об этом компанию. Но если эта продукция применяется не только в медицинских целях, компания может добиваться ее использования как косметического средства.

В некоторых странах считают, что для продукции, представляющей собой нечто среднее между косметическим и лекарственным средством, следует предоставить отдельную категорию. Но, как и в отношении нутрицевтиков, не существует законодательства ЕС о такой продукции. Несмотря на то, что такая продукция может подпадать под определение как лекарственного препарата, так и косметического средства, к ней нельзя применять законодательные положения, регулирующие обращение обоих видов продукции. Поэтому при принятии окончательного решения ее необходимо отнести только к одной из двух категорий.

В тех случаях, когда возникают проблемы в определении категории продукции, в государствах ЕС используют постановления Суда ЕС. Например: «... продукция, обладающая свойствами лекарственного средства, ... не подпадает под сферу действия Директивы 76/768/ЕЕС (номер ныне отмененной Директивы о косметических средствах) и регулируется положениями Директивы 65/65/ЕЕС (Директива о лекарственных средствах) и поправками к ней ...» . Даже в тех случаях, когда продукция соответствует определению, содержащемуся в ст. 1 Директивы 76/768/ЕЕС, ее все равно необходимо считать лекарственным препаратом и она подлежит соответствующему контролю, если ее характеризуют как обладающую лечебными или профилактическими свойствами в отношении недомоганий или заболеваний, или если она предназначена для введения в организм в целях восстановления, коррекции или изменения физиологических функций [6].

Смысл другого постановления Суда ЕС [7] состоит в том, что если потребитель на основании рекламных заявлений производителя считает, что покупает лекарственный препарат, то такую продукцию следует отнести к лекарственным препаратам.

Некоторые продукты могут быть отнесены к лекарственным препаратам на основании того, что их ингредиенты оказывают выраженное влияние на физиологические функции организма человека, даже если отсутствуют заявления производителя об их лечебных или профилактических свойствах. В таких случаях также руководствуются постановлением Суда ЕС: «Право решать, к какой группе отнести определенную продукцию с учетом ее фармакологических свойств ..., способа применения, характера ее реализации и представления о ней потребителей, предоставляется на усмотрение судов государств ЕС, когда в этом возникает необходимость [8]» .

Представители контролирующих органов стараются удержать инновационные виды продукции в границах разработанных законодательных положений. Шестая поправка к директиве о косметических средствах содержит требование к производителям о предоставлении по запросу компетентных уполномоченных органов большого количества данных о безопасности косметического средства, и это, в какой-то мере, помогает контролировать косметические средства, обладающие свойствами, характерными и для лекарственных препаратов.

В настоящее время в ЕС широко обсуждаются допустимые формулировки заявлений производителей о свойствах пищевых продуктов. Не исключено, что со временем будут составлены руководства о допустимых заявлениях производителей в отношении пищевых продуктов и косметических средств на уровне ЕС.

США

В США федеральный акт по пищевым продуктам, лекарствам и косметике (Federal Food, Drug, and Cosmetic Act) определяет косметику как «изделия, отличные от мыла, которые применяются к телу человека для его очистки, украшения, способствующие привлекательности или изменяющие внешний вид».

Управление пищевых продуктов и лекарств (FDA) классифицирует косметику по 13 категориям:

  1. Средства для ухода за кожей (кремы, лосьоны, пудры и спреи);
  2. Вещества для придания запаха;
  3. Средства для макияжа глаз;
  4. Средства для маникюра;
  5. Средства для макияжа, отличного от макияжа глаз (губная помада, крем-основа; румяна);
  6. Препараты для окраски волос;
  7. Шампуни, средства для химической завивки и другие средства для волос;
  8. Дезодоранты;
  9. Средства для бритья;
  10. Детская косметика (шампуни, лосьоны и присыпки);
  11. Масла и пены для ванны;
  12. Средства для полости рта;
  13. Средства для загара.

Продукты, которые являются косметическими средствами и одновременно предназначаются для лечения или профилактики заболеваний, или для какого-либо иного воздействия на структуру или функции человеческого организма, причисляются также и к категории лекарственных препаратов и должны соответствовать положениям законодательства, касающимся как лекарственных препаратов, так и косметических средств. Примерами изделий, которые в США рассматриваются как лекарственные препараты и косметические средства, являются зубные пасты антикариесного действия (например, зубные пасты с повышенным содержанием фтора), гормональные кремы, препараты для загара, которые предотвращают появление солнечных ожогов, средства против пота, в т.ч. дезодоранты, и шампуни против перхоти [9].

Реализуемые в торговой сети косметические средства, которые являются также лекарственными препаратами, представляют собой продающиеся без рецепта лекарственные препараты. Некоторые из них являются новыми лекарственными препаратами, по которым до момента их поступления в торговлю необходимо представить в Управление пищевых продуктов и лекарств доказательство об их безопасности и эффективности. Новым лекарственным препаратом является такой лекарственный препарат, который с точки зрения специалистов не является общепризнанно безопасным и эффективным в условиях его планируемого применения, или который стал признаваться таковым, но использование которого в таких условиях не производилось в существенной степени или в течение существенного периода времени.

Нормативные требования по лекарственным препаратам являются более обширными, по сравнению с нормативными требованиями, применяющимися в отношении косметических средств. Например, Закон о пищевых продуктах, лекарствах и косметических средствах требует ежегодной регистрации изготовителей лекарственных препаратов в Управлении пищевых продуктов и лекарств, а также обновления списков производимых ими лекарственных препаратов, которое должно производиться два раза в год. Кроме того, производство лекарственных препаратов должно производиться в соответствии с нормативными требованиями.

Классификация косметических и близких им по назначению товаров по ТН ВЭД РФ

Пищевые продукты, лекарственные средства и косметические товары – это товары, классификация которых по ТН ВЭД РФ вызывает затруднения. Понятию косметических средств в Гармонизированной Системе (ГС, на основе которой построена ТН ВЭД РФ) наиболее близко отвечает определение, принятое в США (хотя в ГС детская косметика отдельно не выделяется). В странах ЕЭС к косметическим товарам относится также мыло, которое в любой форме (твердое, мягкое, жидкое) исключается из классификации в группе косметических товаров - 33. Наиболее широкую трактовку косметических товаров дают российские гигиенические нормы. Не относятся к косметическим по ТН ВЭД РФ такие средства интимной гигиены как подгузники, салфетки, гигиенические прокладки (товарная позиция 4803), механические и электрические зубные щетки, щетки для обработки зубных протезов (товарная позиция 9603), лечебно-профилактическая жевательная резинка и конфеты для дезодорирования полости рта (товарная позиция 2106). Надо отметить, что под средствами интимной гигиены в России и Европе понимают не одни и те же товары.

В соответствии с примечанием 4 к группе 33 ТН ВЭД РФ термин «парфюмерные, косметические и туалетные средства» включает, помимо прочего, пакетики с пахучими веществами; благовония, распространяющие запах при горении; ароматизированные салфетки и бумагу, пропитанную или покрытую косметическим составом; растворы для хранения контактных линз или глазных протезов; ватную набивку, фетр и нетканые материалы, пропитанные, покрытые или опрысканные парфюмерными или косметическими составами; туалетные средства для животных.

Приводим два примера классификации средств для ухода за контактными линзами.

Раствор по уходу за всеми типами контактных линз

Многоцелевой раствор для чувствительных глаз по уходу за всеми типами контактных линз «ALL IN ONE LIGHT» (очистка, ополаскивание, дезинфекция, хранение) производства фирмы «САУФЛОН», Великобритания, в соответствии с основным правилом интерпретации ТН ВЭД СНГ № 1 и примечанием № 4 к группе 33классифицируется в товарной подсубпозиции 3307 90 000 ТН ВЭД: «Туалетные средства, в другом месте не поименованные, прочие» [10].

Таблетки для всех типов контактных линз

Трех-энзимные таблетки для всех типов контактных линз «TRIZYME» (состав: Протеаза, Липаза, Пропаза) производства фирмы «САУФЛОН», Великобритания, в соответствии с основным правилом интерпретации ТН ВЭД СНГ № 1 и текстом товарной позиции 3507 классифицируются в товарной подсубпозиции 3507 90 000 ТН ВЭД: «Ферменты (энзимы), прочие [11]».

Рассмотрим следующие сложные случаи классификации:

Как различить косметическое и лекарственное средство

Различение косметических и лекарственных средств (схема)

Товары, совмещающие в себе свойства лекарственных и косметических средств, классифицируются как косметические средства. В соответствии с примечанием 1 г к группе 30 к числу фармацевтической продукции не относятся препараты товарных позиций 3303-3307 (парфюмерные и косметические товары, в том числе обладающие терапевтическими или профилактическими свойствами. Таким образом, приоритет отдается товарным позициям косметических средств.

Пример.

Шампунь

1. Шампунь, содержащий 1.10 % депаллефрина (активный ингредиент), 4.40 % пиперонил-бутилата (синергист для активного ингредиента), анионы, не-ионные и двусторонние поверхностно-активные вещества, бензоат натрия (защитное покрытие), лимонную кислоту и воду. Изделие упаковано для розничной продажи в пластиковом баллоне емкостью 125 мл, который непосредственно упакован в коробку из картона. И баллон и коробка имеют письменное указание на то, что изделие - «шампунь для обработки вшей и гнид в волосах» и что он используется тем же способом, что и другие шампуни [12]. Шампунь классифицируется в товарной субпозиции 3305 10.

2. Шампунь, содержащий 2 % кетосоназола (синтетическое широко используемое противогрибковое средство), натрий лаурил сульфат, disodium monolaurylether sulphosuccinate, кокосовую жирную кислоту diethanolamide, laurdimonium гидролизованный животный коллаген, macrogol 120 methylglucose dioleate, духи, “imidurea”, соляную кислоту, erythrosin и очищенную воду. Изделие упаковывается в коробку с 6 пакетиками (шампунь по 6 мл в пакетике), в коробку с 12 пакетиками (шампунь по 6 мл в пакетике) или в пластиковую тару (по 100 мл или по 60 мл).

Изделие предназначено для обработки и профилактики заразных болезней, в которых возбудителями являются дрожжи Pityrosporum, вызывающие себорейный дерматит и перхоть. Частота и длительность применения могут изменяться в зависимости от необходимости. Изделие используется тем же самым способом, что и другие шампуни. Шампунь классифицируется в товарной субпозиции 3305 10 [13].

Пояснение к товарной позиции 3003 ТН ВЭД РФ указывает, что регистрация препарата в официальной фармакопее не является основанием для классификации его в товарной позиции 3003 (или 3004). Так, например, препараты против угрей, предназначенные главным образом для очищения кожи и не содержащие достаточно высоких концентраций активных ингредиентов, подлежат классификации в товарной позиции 3304 (косметические средства).

Как различить напиток, содержащий этиловый спирт и косметическое средство

Различение этилового спирта и косметических средств (схема)

Разграничивая напитки и косметические средства, следует руководствоваться примечанием 1е к группе 22. В соответствии с этим примечанием к числу алкогольных напитков, в том числе этилового спирта, не относятся парфюмерные или туалетные средства группы 33. Однако, вещества, которые, будучи добавлены к этиловому спирту, превращают состав в косметическое или парфюмерное средство, должны соответствовать рецептуре этого средства или, по крайней мере, определяться аналитическим путем.

Пример.

Средство «Боми»

Средство «Боми» предназначено для чистки кожи рук, тела и шеи от естественных загрязнений, для антисептической обработки укусов кровососущих насекомых и порезов. Согласно рецептуре, средство «Боми» представляет собой спирт этиловый (94%) с добавками ароматизатора, медных производных хлорофилла (МПХ), экстракта прополиса или экстракта облепихи (содержание сухого остатка 0,01 мас. %). Однако нет достоверного документального и экспериментального подтверждения наличия добавок медных производных хлорофилла, экстрактов прополиса или облепихи. Есть основание полагать, что указанное количество сухого остатка (0,01 мас. %) настолько незначительно, что возможность его выявления и идентификации затруднена из-за ограничений, налагаемых чувствительностью используемых приборов. В соответствии с примечанием 2 к группе 33 ТН ВЭД вышеупомянутый товар «Боми», поставляемый в железнодорожных цистернах, не классифицируется в подсубпозиции 3304 99 000 ТН ВЭД.

ГТК России (ТТУ) относит данный товар «Боми», поставляемый в железнодорожных цистернах, в товарную позицию 2207 ТН ВЭД как спирт этиловый [14].

С целью наиболее эффективного выполнения Приказа ГТК РФ № 487 по взиманию акцизов с товаров, содержащих этиловый спирт, Центральной таможенной лабораторией проведен анализ большого массива экспертных исследований и сделаны следующие выводы:

Целесообразно для исследования направлять следующие товары из группы 33:

дезодоранты, туалетная вода, одеколон, лосьон, лак для укладки волос, лечебные средства для ног, для укрепления волос, содержащие в составе до 70-90% этилового спирта.

Перечисленные товары из Швейцарии не содержат в составе денатурирующих добавок и, следовательно, могут обеспечить взимание акцизов. Вышеперечисленные товары из Франции, Испании, Италии содержат в своем составе денатурирующие добавки в виде диэтилфталата, диэтилового эфира и, таким образом, не могут подвергаться взиманию акцизов [15].

Как различить пищевой продукт и лекарственное средство

Различение пищевых продуктов и лекарственных средств (схема)

В соответствии с пояснениями к товарной позиции 3003 ТН ВЭД РФ лекарственные препараты используются для внутреннего или наружного лечения или для предотвращения заболеваний человека и животных.

Примерами лекарственных препаратов являются.

Провитамины и витамины

Провитамины и витамины «Витрум», «Циркус», «Пренатал» и «Суперстресс», расфасованные для розничной продажи, классифицируются в товарной подсубпозиции 3004 50 100 ТН ВЭД, в соответствии с текстом товарной позиции 3004 и пояснениями к ней.

Грязь фармацевтическая «Черная грязь мертвого моря»

Товар «Черная грязь Мертвого моря», расфасованная в пакеты по 0,5 кг и предназначенная для лечения больных людей, является фармацевтическим препаратом и классифицируется в товарной подсубпозиции 3004 90 190 ТН ВЭД [16].

Раствор физиологический

Физиологические растворы - солевые растворы, осмотическое давление и состав которых близки к осмотическому давлению и солевому составу плазмы крови. Используются для внутривенных или подкожных инъекций. Физиологический раствор классифицируется в товарной подсубпозиции 3004 90 190 [17].

В соответствии с примечанием 1а к группе 30 к фармацевтической продукции не относятся пищевые продукты или напитки (например, диетические, диабетические или обогащенные питательными добавками пищевые продукты, пищевые добавки, тонизирующие напитки и минеральные воды).

В новой редакции ГС, вступающей в силу с 01.01.2002 г. это примечание дополнено словами «питательные препараты для внутривенного введения включаются в группу 30».

Примеры.

Таблетки Aloe vera

Таблетки помещены в контейнер из пластика для розничной продажи, содержащий 60 таблеток. В таблетках содержится 3% порошка Aloe vera (порошок содержит 11% алоина) и другие компоненты. Используются как пищевая добавка. На упаковке продукта заявлено и известно из литературных данных, что препарат увеличивает сопротивляемость простудам и помогает при расстройствах желудка. Код 2106 90 [18].

Гель для питья Aloe vera

Гель представляет собой жидкость, помещенную для розничной продажи в контейнер из пластика емкостью 1 литр. Содержит 99.7% чистого Aloe vera и небольшие количества других компонентов. Используется в качестве согревающего питья (25-50 мл в день), обеспечивает организм широким спектром витаминов, минералов, аминокислот и ферментов. На упаковке продукта заявлено и известно из литературных данных, что препарат увеличивает сопротивляемость простудам и облегчает расстройства желудка, такие как несварения и запоры. Код 2202 90 [19].

Жидкий раствор электролитов

Жидкий раствор электролитов, помещенный для розничной продажи в контейнер из пластика емкостью 250 мл, содержащий декстрозу, фруктозу, фруктовые ароматизаторы, цитрат калия, хлорид натрия, красящее вещество и воду, предназначен для использования в отмеренных дозах без какой-либо дальнейшей подготовки или растворения для детей и подростков, чтобы восстановить потерю питательных веществ и минералов при рвотах или поносе. Код 2202 90 [20].

Препарат «Гербалайф»

«Гербалайф» - пищевой продукт, предназначенный для обеспечения сбалансированного полноценного питания человека. «Гербалайф» состоит из смеси пищевых продуктов. Поставляется в виде таблеток, упакованных для розничной продажи. «Гербалайф» классифицируется в товарной подсубпозиции 2106 90 990 [21].

Жевательная резинка от никотиновой зависимости «Nicorette»

Жевательная резинка от никотиновой зависимости «Никоретте» в форме драже, содержащая от 2 до 4 мг никотина, резиновую основу, карбонат натрия, гидрокарбонат натрия, сорбит, а также ароматизатор для стимулирования вкуса табачного дыма, классифицируется в подсубпозиции 2106 90 980 ТН ВЭД [22].

Разграничивая напитки и лекарственные средства, содержащие этиловый спирт, руководствуются примечанием 1д к группе 22, в соответствии с которым к числу алкогольных напитков, в том числе этилового спирта, не относятся лекарственные средства товарных позиций 3003 или 3004. Таким образом, отдается приоритет товарным позициям лекарственных средств. Однако, поскольку этиловый спирт и алкогольные напитки являются подакцизными товарами, в России требования к их классификации в иных группах, чем группа 22, ужесточены.

Классификация спиртосодержащих настоек в России выполняется в соответствии с Указанием ГТК РФ № 01-14/1187 от 22.08.97 г. В соответствии с этим указанием спиртосодержащие настойки (в том числе бальзамы) из продуктов растительного или животного происхождения с фактической концентрацией спирта по объему более 0,5%, пригодные для употребления человеком, классифицируются в соответствии с ТН ВЭД в подсубпозициях 2208 90 570 и 2208 90 740, кроме настоек, зарегистрированных Министерством здравоохранения Российской Федерации в виде лекарственных форм. Спиртосодержащие настойки (в том числе бальзамы) из продуктов растительного или животного происхождения с фактической концентрацией спирта по объему более 0,5%, пригодные для употребления человеком, зарегистрированные Министерством здравоохранения Российской Федерации в виде лекарственных форм, подлежат классификации в соответствии с ТН ВЭД в товарных позициях группы 30.

В последующем это решение было дополнено требованием к емкости флакона – емкость не должна превышать 250 мл.

Пример.

Энерготоник Доппельгерц / Energotonicum Doppelherz

«Энерготоник Доппельгерц» / «Energotonicum Doppelherz», представляющий собой препарат, содержащий ряд витаминов, микроэлементов, лекарственных растений, в смеси вина и дистиллированной воды, с общим содержанием спирта 15 об. %, классифицируется в субпозиции 2208 90 690 ТН ВЭД [23].

Литература

Спасокукоцкий А.Л., Усенко В.А. Лекарственный препарат, косметическое средство или пищевой продукт?// Еженедельник Аптека. - Вып. 41.- 1998.


[1] СанПиН 1.2.681 - 97

[2] жирным шрифтом отмечены товары, которые по ТН ВЭД РФ не классифицируются в качестве косметических средств в группе 33

[3] СанПиН 1.2.676-97

[4] Спасокукоцкий А.Л., Усенко В.А. Лекарственный препарат, косметическое средство или пищевой продукт?// Еженедельник Аптека. - Вып. 41.- 1998.

[5] Official Journal of the European Communities, 1991, с. 219, 91.

[6] Official Journal of the European Communities, 1988, с. 369, 88

[7] Official Journal of the European Communities, 1982, с. 227, 82

[8] Official Journal of the European Communities, 1989, с. 112, 89

[9] Управление пищевых продуктов и лекарств США (FDA) Центр по безопасности пищевых продуктов и практическим вопросам питания (CFSAN) Буклет FDA/IAS*: 1992 год

[10] Письмо СЗТУ РФ № 01-25-33/426 от 23.01.98 г.

[11] Письмо СЗТУ РФ № 01-25-33/426 от 23.01.98 г.

[12] Решения 24-й сессии Совета по Гармонизированной системе Всемирной таможенной организации

[13] там же

[14] Письмо ГТК РФ № 07-07/18627 от 18.10.96 г.

[15] Письмо ЦТЛ от 21.12.98 N 01-13/8118

[16] Письмо ГТК РФ от 13.04.94 г. № 07-07/3959

[17] Письмо ГТК РФ от 13.05.94 г. № 01-13/ 5232

[18] Решения 22-й сессии Совета по ГС

[19] там же

[20] там же

[21] Письмо ГТК РФ от 13.05.94 г. № 01-13/5232

[22] Указание ГТК РФ от 28.05.97 г. № 01-14/674

[23] Указание ГТК РФ от 28.05.97 г. № 01-14/674